Снимите, наконец, нормальное кино о войне!Недавно посмотрел два художественных фильма – американский «Мидуэй» и российский «Ржев». Оба посвящены событиям Второй мировой, но разница в подаче колоссальная. С одной стороны – американские герои без страха и упрека спокойно и красиво мочат жестоких японцев. С другой – традиционные для российского военного кинематографа самооплевательство, грязь, абсурд и бессмыслица.
Советский Союз был, возможно, даже хуже гитлеровской Германии – и уж, во всяком случае, ничем ее не лучше, советские солдаты являлись бессловесным быдлом с «одной винтовкой на троих», которое бездарные командиры использовали для того, чтобы «завалить немцев трупами». По-другому советское командование воевать не умело и не хотело. Тут же, если не воспевание, то, во всяком случае, оправдание коллаборационистов, работавших на врагаНа просмотр «Мидуэя» я отправился, в рецензии специально заранее не вчитываясь. Я, правда, никогда профессионально не занимался историей войны на Тихом океане, но мой любительский взгляд ничего особо не резало – а большего от художественного фильма и не требуется.
Это батальное полотно, своего рода хрестоматия, поданная с высоты птичьего полета. И именно как батальное полотно фильм хорош. Начинается с Перл-Харбора, затем показан рейд американцев на Маршалловы острова, налет Дулиттла на Токио, битва в Коралловом море (правда, поданная очень схематично) – и, наконец, собственно гвоздь сюжета.
Роланд Эммерих дает картину широкими мазками: зритель оказывается то в офицерском клубе, то на посадочной палубе авианосца, то на борту атакованного в Перл-Харборе линкора, то в американском шифровальном отделе, то за штурвалом пилота атакующего японцев бомбардировщика, то в рубке подводной лодки. Кульминационный момент – когда «Донтлесс» Дика Беста в пике укладывает бомбу на палубу «Акаги». Я вжался в кресло и практически не дышал от восторга. Претензии к сюжету есть, но не очень существенные. Так, практически за кадром осталась ответная атака японцев на «Йорктаун» – а если бы ее показали, это бы только усилило драматизм и увеличило бы цену и значение одержанной победы.
Прекрасно показаны все ключевые участники с американской стороны: Нимитц (Вуди Харрельсон выступил на все сто), Хэлси, Спрюэнс, Лейтон, Маккласки, Бест, Дуллитл, Дикинсон – резкими рублеными штрихами. Грубоватые, но храбрые и честные парни, готовые убивать и умирать ради своей страны. Кстати, японских воинов, особенно адмиралов Ямамото и Ямагути, представили тоже вполне себе уважительно – сильными и достойными противниками. Понятное дело – Япония, это ведь один из важных сегментов кинорынка...
Единственное исключение – адмирал Нагумо, изображенный круглым дураком. При этом, впрочем, не забыли упомянуть, что сам по себе тогдашний японский политический режим был воплощенным злом, занимавшимся геноцидом населения на оккупированных территориях. В «Мидуэе» это показано через расправу над китайцами, оказавшими помощь приземлившимся летчикам Дулиттла.
Что касается «Ржева», то тут в основу сюжета положен не какой-либо из победных эпизодов Великой Отечественной, а очень трагический. Спору нет, ржевская «мясорубка», перемоловшая почти полтора миллиона жизней советских солдат*, была одной из наиболее мрачных страниц той войны.
*: общие потери Калининского и Западного фронтов с 8 января по 20 декабря 1942 года составили около 1,4 млн человек, из них примерно 433 тысячи человек - потеряно безвозвратно. Однако ржевское направление не было основным для Западного фронта, также как и "Марс" не являлся единственным операционным направлением Калининского фронта.
Если учитывать только армии Калининского и Западного фронтов, задействованные на 250-км периметре ржевского выступа, суммарные цифры с января 1942 по март 1943, включая преследование немецкой армии, отступающей от Ржева в ходе операции "Бюффель", то общая цифра потерь составит 1160787 человек, из них 392554 - безвозвратно.
Однако при обсуждении фильма «Ржев» хочется говорить не столько про эту картину саму по себе, сколько про ту традицию, которой она, к несчастью, наследует. За последние четверть века сложился обычай показывать подвиг защитников Родины в виде бессмысленной бойни, самих же воинов – то в виде бесчеловечных сталинских отморозков, то как несчастных жертв режима, гонимых НКВД на убой.
Давайте вспомним некоторые из фильмов и сериалов о войне, вышедших на экраны с начала века: «Штрафбаты», «Сволочи», «Последний бой майора Пугачева», «Первый после бога», «Апостол», «Утомленные солнцем – 2», «Четыре дня в мае», «Поп», «Живи и помни», «Служу Советскому Союзу!» и многие другие подобного плана. Смысл этих произведений можно выразить тезисно: сталинский Советский Союз был, возможно, даже хуже гитлеровской Германии – и уж, во всяком случае, ничем ее не лучше.
Далее, оказывается, что советские солдаты являлись бессловесным быдлом с «одной винтовкой на троих», которое бездарные командиры использовали для того, чтобы «завалить немцев трупами».
По-другому советское командование воевать не умело и не хотело. Тут же, если не воспевание, то, во всяком случае, оправдание коллаборационистов, работавших на врага. Мол, это были несчастные люди, выживавшие в нечеловеческих бытовых и психологических условиях, которым так тяжело было предавать свою Родину и свой народ...
Потом выходит, что и в отношении гитлеровцев «не все так однозначно». Многие из них являлись тонкими, сострадательными и совестливыми детьми европейской цивилизации, внутренне несогласными с нацистской верхушкой и искренне ужасавшимися варварству своих противников. Как тут не вспомнить интервью Никиты Сергеевича Михалкова, накануне выхода «УС-2» раскрывшего перипетии сюжета: «Черную пехоту кинут в бой. Вместо оружия дадут черенки от лопат. Ваши герои пойдут прямо на немецкую пехоту. Вы все погибнете. Но немцы сами будут в шоке от того, как Советское государство разбрасывается людьми и ни во что не ставит человеческую жизнь. Немцы не поймут такого безумия!».
Зрители неоднократно ловили авторов подобной продукции на перевирании фактов и даже на прямой лжи – наиболее ярко это в свое время проявилось в истории с фильмом «Сволочи». Зрителям цинично отвечали, что художник, дескать, имеет право на вымысел. Но самое удивительное, что это все снималось за государственный счет! Получалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, российские чиновники с высоких трибун неустанно вещают о «бесконечной благодарности» и «неиссякающем долге памяти» перед ветеранами Великой Отечественной, а с другой – выделяют деньги на создание киноподелок, представляющих деяния этих самых ветеранов в максимально неприглядном свете.
Кинотреш предсказуемо проваливается в прокате – кому интересно выкладывать деньги за созерцание того, как оплевывают дедов и прадедов? Разве что «самоненавидящим русским» из числа сторонников так называемой либеральной оппозиции – но таких у нас пока меньшинство, полностью кассу не покроют.
Можно буквально по пальцам пересчитать картины последних лет, в которых советский солдат изображен достойно: как герой, чьими жертвами и усилиями до сих пор существует русский народ. Уже давняя «Звезда», снятая совместно с белорусами «Брестская крепость», «Битва за Севастополь»... Еще мне «Коридор бессмертия» очень пришелся по нраву. Настоящим событием стала картина «Двадцать восемь панфиловцев» – сделанная в значительной степени на добровольные взносы энтузиастов, еще до своего появления на экранах успевшая вызвать горячайший интерес и полемику.
А вот фильм «Ржев» мне не понравился. С одной стороны, кино выполнено на высоком техническом уровне, в этом плане наши фильмоделы действительно прогрессируют. А вот идейно... По сути, нам предлагают все ту же опостылевшую жвачку: садисты-командиры, воевать совершенно не умеющие и отправляющие личный состав на убой, какой-то тяжелый бред с митингующими бойцами, сплошной кретинизм (в том числе и со стороны немцев) и неразбериха – один только эпизод с листовками чего стоит! Вполне выдержана традиция и в типажах: вор-рецидивист, дореволюционный интеллигент, идиот-особист – этот набор кочует из одного постсоветского фильма о войне в другой уже много лет...
Владимир Веретенников, 30 декабря 2019Автор, сам того не замечая, дает ответ на свой риторический вопрос. Бездуховным капиталистам важен каждый доллар, а следовательно - каждый зритель. Даже японский. А нашим "гениальным творцам" уже дали денег Минкультуры и РВИО, им нет нужды снимать фильм для зрителей. Они снимают для узкого круга "своих", в котором, видимо, "пацаны не поймут", если советского солдата или полководца показать не тупым пьяным быдлом...