1941 год враг под Москвой. Шли ожесточенные бои, раненые прибывали товарными и пассажирскими поездами.
Санитарной службе придавался статус оперативности и повышенного контроля в условиях военного времени. Исключительно важное значение придавалось борьбе за предотвращение эпидемий как в армии так и среди населения. Большое значение имели Санитарно-контрольные пункты, развернутые на путях поступления пополнений в действующую армию.
Передвижной спецбаклабораторией проводилась неотложная оценка качества воды и пищевых продуктов; безопасность воды обеспечивалась с применением коагулянтов и дезсредств.
В условиях острого дефицита санитарных инспекторов (из 242 специалистов на конец 1941 года осталось 106 человек) необходимо было менять методы работы госсанинспекторов в городе Москве – перейти с системы работы по специальности (жилищно-коммунальная, промышленная, пищевая и школьная) на участковый метод. С 1942 года служба стала пополняться молодыми кадрами без профильного образования. В 1943 г. при Центральном институте усовершенствования врачей организованы 3-х месячные курсы для 19 врачей по различным специальностям. Подготовку врачей проводят также и в институтах гигиены им. Эрисмана и им. Обуха.
Конечно, осуществлять государственный санитарный надзор в полной мере было невозможно, но основными задачами, над которыми работала служба, являлись: обеспечение санитарно-гигиенических условий передвигающихся в эвакуацию контингентов, которые шли с запада на восток через московские железнодорожные узлы; профилактические мероприятия против возникновения паразитарных тифов и инфекционных желудочно-кишечных заболеваний; санитарный контроль за очисткой города в условиях дефицита транспорта и обслуживающего персонала и организация новых безвывозных методов очистки города.
В зимнее время необходимо было организовывать утилизацию выкола нечистот из выгребных уборных. Московская городская Госсанинспекция совместно с Институтом гигиены им. Эрисмана, разработали правила по его хранению и дальнейшему удалению. Выкол производился бригадой, снабженной спец.одеждой. Для хранения выкола организовывались площадки, обвалованные снегом, откуда он или вывозился, или с наступлением теплого времени года, перелопачивался, и этот участок в дальнейшем использовался под огород.
В таких условиях надо было организовать усиленный контроль за открытыми источниками водоснабжения и вновь создаваемыми артезианскими скважинами мелкого залегания. Их в Москве за 1941-42гг было пробурено 98 на глубоких грунтовых водах, как источники резервного водоснабжения.
Необходимо было обеспечить население и гарнизон санитарно-гигиеническим обслуживанием – работа бань, санпропускников, прачечных в условиях ограниченного снабжения топливом и электроэнергией. Организовывался контроль за содержанием и эксплуатацией бомбо- и газоубежищ, санитарным состоянием моргов и условиями захоронения, а также традиционно, но особо за пищевыми предприятиями, торговой сетью и объектами общественного питания.
Санитарная служба Москвы, как и вся санитарная служба страны в тылу и в армии внесла свою посильную и непосильную лепту в сохранение здоровья и жизни советских людей, оказавшихся в годы войны в столице