Про истребители Яковлева времен Великой Отечественной написано и рассказано многое. Хорошее и плохое, как водится - но это означает лишь неординарность этих машин. А вот об учебно-треннировочных машинах - почти ничего. Это в общем-то традиционно, хотя и обидно. Война в массовом представлении - это крики "Ура!" и "В атаку!", ну а если в воздухе - это яростные схватки двух асов на глазах восторженных зрителей по обе стороны фронта. На самом деле война - это работа. Тяжелая, ежедневная, независимо от твоего настроения, самочувствия и уж тем более желания. В том числе и в воздухе. Воздушный бой - это процентов десять летного времени летчика-истребителя. И далеко не в каждом вылете сталкиваешься с противником. А вот что происходит в каждом вылете: это рулежка, взлет, набор, полет по маршруту, посадка. Рутина, тем не менее - чреватая катастрофическими в прямом смысле слова последствиями, если не уделять этому должного внимания. Этой рутине - учили, ибо эта рутина - азы, и без них никого не собъешь, просто не долетишь. Учили в том числе на учебных самолетах. Одним из которых был Як-7В (вывозной), модель которого от ІСМ в 48-м масштабе я давеча купил. Переделывать его модель я не стану (хотя косяки там видны), но написать о самолете хочу. О нем вы не особенно прочитаете. Если попробуете найти в Интернете - вам сообщат кучу подробностей об асах, воевавших на различных модификациях Як-7, о тактических приемах и характеристиках боевых машин, а про Як-7В в лучшем случае упомянут, что да, был такой, двухместный... Притом еще и перепутают с почти что близняшкой Як-7УТИ. Жаль. Ибо мне кажется, что вклад в победу скромного учебно-тренировочного самолетика ничуть не меньший!

Яковлев, который пробился в качестве авиаконструктора именно учебно-спортивных самолетов, еще при разработке И-26 (будущий Як-1, развившийся потом в Як-3), практически одновременно занялся работой над учебно-боевым вариантом. И таковой, под названием УТИ-26, совершил первый полет лишь на несколько месяцев позже первого полета И-26. Обе машины были весьма похожи, имели примерно одинаковые преимущества и недостатки, практически одновременно были запущены в серийное производство. Но УТИ-26, который в серию пошел под названием Як-7УТИ, имел двухместную кабину - впереди сидел курсант, сзади - инструктор. Як-7УТИ стал единственным двухместным учебным самолетом в РККА, на котором летчики в то время могли получить навыки управления современным скоростным истребителем. До этого следующей машиной после тихоходного старенького У-2 был либо УТ-2 (тоже конструкции Яковлева, но скорее спортивная машина, нежели истребитель), либо УТИ-4 (двухместная модификация истребителя И-16, слишком сложная в управлении для новичка, потому в училищах использовалась крайне осторожно, и все-таки влекла за собой множество аварий). Як-7УТИ выпускался с апреля 1941 года по сентябрь 1941 года, их было выпущено около 200 машин (по разным данным от 170 до 188). Затем производство двухместных учебно-тренировочных машин было свернуто: фронту требовались боевые истребители взамен утерянных на аэродромах Украины, Белоруссии, Прибалтики, западной части России...



На базе Як-7УТИ был разработан и пущен в серийное производство Як-7А, боевая модификация, которая затем постоянно совершенствовалась (со временем превратившись в Як-9 - по сути очень глубокую модернизацию учебно-треннировочной машины). Благо объем переделок требовался минимальный, всего лишь второе сиденье и управление убрать, ведь на Як-7УТИ было установлено то же самое вооружение, шасси тоже убирались, ну тяжелее чуток разве что. Як-7 оказались в чем-то даже лучше своего "старшего братика" Як-1 (который дал собственное продолжение в виде Як-3), а большой отсек за кабиной пилота позволял ставить туда всякую всячину - начиная от летных пожитков при смене аэродрома и заканчивая дополнительным топливным баком, бомбами, фотоаппаратурой. Потому модификации Як-7 и его улучшенного продолжения Як-9 были разнообразными и весьма многоцелевыми.



Однако пока на фронт отправлялись все новые боевые самолеты - в тылу для этих самолетов готовились летчики. По сокращенной программе - однако научить летать все-таки было крайне необходимо! А вот - на чем? Меньше двух сотен Як-7УТИ, которые успели выпустить до эвакуации московского завода, вкупе со старыми изношенными УТИ-4 не могли обеспечить необходимого потока курсантов, тем более что курсанты далеко не всегда умело обращались с техникой, и самолеты разбивались и списывались. И в феврале 1942 года на испытания вышел Як-7В. Это уже не был Як-7УТИ, как регулярно путают множество "профессионалов", особенно в сети. Условия военного времени диктовали снижение цены самолета и максимальное упрощение его производства. Тем более такого "небоевого" самолета, "не для фронта". Як-7В уже не имел убирающегося шасси, в отличие от Як-7УТИ: стойки были закреплены намертво, механизм уборки снят, а в кабине обучающегося летчика был оставлен имитатор уборки шасси (чтобы не забывали, что вообще-то шасси надо убирать, и главное - выпускать перед посадкой). С самолета сняли всю бронезащиту - учебной машине она ни к чему, а вот вес весьма снизился. Кроме того на Як-7В "прикрутили" мощность двигателя , как и на Як-7УТИ, что позволило во-первых увеличить моторесурс (болевая точка всех двигателей семейства МК-105); во-вторых снизить склонность двигателя к перегреву, что было болевой точкой уже почти всех Яков из-за слишком малых маслорадиаторов и радиаторов водяного охлаждения. Пулеметы с Як-7В убрали полностью, изменив верхний капот двигателя. Насчет наличия мотор-пушки 20-мм в развале цилиндров мнения расходятся - некоторые авторы говорят, что пушки на самолете не было, другие указывают, что пушку не демонтировали. Я не лез в архивы и не просматривал фотографии (такую информацию лучше брать из фото), но предполагаю, что скорее всего в условиях военного времени могли быть Як-7 В как с пушкой, так и без. Тем более что мотор-пушка ШВАК калибра 20-мм достаточно легко и быстро могла быть демонтирована, например для отправки на завод и вооружения боевого Яка. И так же легко могла быть поставлена обратно, если возникала такая возможность.







В любом случае машина получилась удачной. Неубирающееся шасси сделало практически невозможным подламывание стоек при грубой посадке, которые частенько случались у начинающих летчиков. Кроме того неубирающиеся стойки можно было приспособить под лыжное шасси - что и было с успехом реализовано.



Как ни странно неубирающееся шасси не слишком ухудшило скоростные характеристики самолета, а вот устойчивость даже улучшило. Хотя вообще-то у всех яковлевских машин наблюдались устойчивость и простота пилотирования, Як-7В имел дополнительный запас этой самой устойчивости, не позволявший завалить машину в штопор практически ни при каких ситуациях. Для обучения курсантов штопору приходилось специально смещать центровку самолета назад. При летной погоде Як-7В работали на износ: лишь бы был бензин, а так с утра и до самой темноты полет за полетом. Курсанты сменялись часто, инструктора реже, но тоже сменялись в течение дня, и только машины выдерживали этот безумный ритм. Не слишком долго выдерживали. Из примерно 600 выпущенных Як-7В до наших дней не дожил ни один.

«Эта машина, — писал известный летчик-испытатель П. М. Стефановский, — оказала нашей авиации поистине неоценимую помощь. Она дала возможность быстро и качественно готовить летные кадры для самолетов Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3».

Давайте и мы о ней не будем забывать!