14.05.2012 в 10:21
Пишет  Flaer:

Как из «Рояля» «Лавочка» получилась


Часть 1.2 Виртуозы игры на «Рояле»
(асы истребителей ЛаГГ-3)

Несмотря на то, что истребитель ЛаГГ-3 не отличался высокими летными качествами и больше подходил для штурмовок, чем для воздушных боев, на этом самолете уже в начальный период войны целый ряд советских летчиков добился значительных успехов. О некоторых наиболее выдающихся «виртуозах игры на «Рояле», побеждавших врага, летавшего на более совершенных самолетах, и по праву заслуживших титулы воздушных асов и пойдет речь.

ГАЛЬЧЕНКО
Леонид Акимович

(24+12 побед)

Леонид Гальченко (1912-1986) стал летчиком в 1937 г. Боевое крещение он принял в Советско-финской войне 1939-40 гг.; за участие в боях против Финляндии Леонид получил свой первый орден Красного Знамени.
Начало Великой Отечественной войны капитан Гальченко встретил в составе 145-го ИАП (истребители И-16) под Мурманском. Первые боевые вылеты осуществлял в основном на разведку и штурмовку вражеских наземных войск. В разведке ему и довелось вступить в первый воздушный бой с истребителями противника. При возвращении на базу Гальченко был перехвачен семеркой Мессершмиттов; отчаянно маневрируя, чтобы вырваться из «клещей», Леонид увлек немцев вплотную к скалам, в результате чего один «Месс» врезался в скалу, а остальные были вынуждены отвернуть, упустив советского разведчика.
Постепенно воздушная война на Севере приобретала все больший накал: все чаще в небе Заполярья разыгрывались бои, и вскоре Гальченко начал записывать на свой счет первые победы. В этом деле ему очень помогал напарник - лейтенант Виктор Миронов. Гальченко и Миронов составили прекрасный «дуэт», которому поручались самые ответственные и опасные задания. Полеты на разведку, штурмовка вражеских автоколонн и штабов, воздушные схватки с бомбардировщиками и истребителями... Так, 15 сентября капитан Гальченко во главе пятерки истребителей, в составе которой был и Миронов, провел бой против 30 вражеских бомбардировщиков, рвавшихся к порту Мурманск. Налет был отражен, 4 бомбардировщика сбиты, группа Гальченко потерь не имела. 24 сентября Гальченко в паре с Мироновым обнаружил и атаковал вражеский аэродром; пока Виктор огнем подавлял зенитные расчеты, Леонид расстрелял несколько самолетов, стоявших на взлетной полосе. Дела пошли еще лучше, когда 145-й ИАП пересадили на новые истребители ЛаГГ-3. Эта машина позволяла советским летчикам почти на равных драться с немцами. В результате к концу 1941 г на счету Леонида числилось уже 7 воздушных побед. После одного из боев, насмотревшись на раскрашенные всякой «живностью» вроде орлов, петухов тигров и прочих собак борта немцев, Гальченко нарисовал на хвосте своего ЛаГГа кошку: мол, и мы «не лыком шиты»... Очень скоро его раскрашенный самолет стал известен не только своим, но и врагам. При встрече с «Кошкой» молодые немецкие летчики старались не вступать в бой с советским асом.
В марте 1942 г за боевые заслуги 145-й ИАП был удостоен гвардейского звания и переименован в 19-й ГИАП. Весной 1942 г эскадрилья Гальченко провела удачную операцию по штурмовке вражеского аэродрома: скрытно подойдя к немецкой базе в момент посадки самолетов, советские летчики уничтожили прямо над посадочной полосой 2-х немцев, и пулеметным огнем взорвали автомобиль-заправщик, подававший бензин на севшие машины. В результате взрыва автозаправщика сгорело еще 4 самолета, находившиеся рядом... Вскоре после этого - в начале июня 1942 г - майору Гальченко и ставшему командиром звена старшему лейтенанту Миронову были присвоены звания Героев Советского Союза.
К осени 1942 г майор Гальченко стал командиром полка; теперь к его нагрузке кроме боевых полетов прибавились новые заботы: планирование работы полка, обеспечение нормальной боеготовности, обучение прибывающей в часть молодежи... И постоянные бои, перегрузки - как физические, так и психологические. Здоровье Леонида было подорвано этим чудовищным напряжением – в результате летчик перенес инфаркт и временно потерял зрение...
Чтобы немцы не подумали, что с командиром 145-го ИАП что-то случилось, Виктор Миронов стал летать в бой на самолете Гальченко – «Кошка» по-прежнему участвовала в боях! В одной из схваток этот истребитель был сбит, но Миронов успел спастись на парашюте. После боя Виктор навестил своего друга в госпитале, и Гальченко велел ему нарисовать кошек на всех самолетах полка, чтобы немцы не могли отличать в схватках командирскую машину.
После лечения здоровье Леонида было восстановлено, и он вернулся в строй. Командовал 609-м ИАП, вооруженном ЛаГГ-3; в эту же часть Леонид «пертащил» и своего друга Виктора Миронова. Заканчивал войну Гальченко в должности заместителя командира 324-й ИАД. К этому времени на счету Леонида Акимовича числилось 410 боевых вылетов, 90 воздушных боев и 36 одержанных побед (24 личных + 12 в группе).
После войны Леонид Гальченко командовал авиадиизией, учился в Академии Генштаба. В отставку вышел в 1954 г; скончался в 1986 г.

КАБЕРОВ
Игорь Александрович

(18+11 побед)

Игорь Каберов (родился в 1917 г) - один из лучших асов 3-го ГИАП ВВС КБФ, известный тем, что часто попадал в необычные опасные ситуации, грозившие ему смертью, однако ухитрялся всегда остаться в живых...
Каберов получил диплом истребителя в январе 1941 г и был направлен для прохождения службы на Балтику. Начало Великой Отечественной войны Игорь Каберов встретил лейтенантом 5-го ИАП (истребительного авиаполка) ВВС КБФ (Краснознаменного Балтфлота), вооруженного истребителями И-16.
Первую воздушную победу Игорь Каберов одержал 4 августа 1941 г над Bf.109; 10 августа лейтенант Каберов таранил вражеский бомбардировщик Ju-88, и благополучно посадил свой повреждённый самолёт в поле. А в конце августа Каберов вместе со своим полком пересел на современный истребитель ЛаГГ-3 – 5-й ИАП первым на Ленинградском фронте получил эти новые машины.
10 сентября Игорь совершил подвиг: в ожесточенной круговерти воздушной схватки спас командира эскадрильи, прикрыв его своим самолетом от вражеской очереди. При этом ЛаГГ Игоря получил серьезные повреждения, однако Каберов и на подбитой машине продолжал драться до самого окончания боя. Затем, сменив поврежденный истребитель на другой, Игорь вновь поднялся в небо; в тот день он выполнил 7 боевых вылетов...
В течение сентября Каберов вместе со своим полком не раз вступал в ожесточенные схватки над Ленинградом и Кронштадтом, несколько раз буквально чудом избежав гибели. В ноябре при сопровождении
судов, эвакуирующих гарнизон с полуострова Ханко, Игорь обнаружил, опознал и сбил советский бомбардировщик СБ, плененный финнами и использовавшийся ими для разведки. За это летчик был арестован НКВД как вредитель; лишь на следующий день, после осмотра обломков этого самолета, несшего финские опознавательные знаки, и допроса оставшегося в живых члена экипажа Каберов был освобожден из-под ареста... А 7 ноября Игорь получил свою первую боевую награду - орден Красного Знамени; через несколько дней ему вручили еще и орден Ленина.
В мае 1942 г 3-й ГИАП (гвардейский истребительный авиаполк) ВВС КБФ (так стал называться 5-й ИАП после получения гвардейского звания) пересел на британские истребители «Харрикейн». В октябре Игорь Каберов стал командиром эскадрильи и получил второй орден Красного Знамени. Тогда же он вновь стал летать на ЛаГГ-3, предпочитая его "Харрикейну".
12 января 1943 г советские войска начали прорыв блокады Ленинграда; Игорь активно участвовал в этих боях. 18 января Каберову пришлось в одиночку драться против четверки Фокке-Вульфов. 15-минутный бой против превосходящего и численно, и технически врага закончился вничью: Игорю не удалось сбить ни одного немца, но и себя сбить он не дал… А следующий вылет в этот день принес ему новое «приключение»: над Колпино Каберов четверкой ЛаГГов атаковал 8 Ju-88 и 8 Bf-109; очередью в упор Игорь сбил Юнкерса, но и стрелок горящего бомбардировщика изрешетил мотор его машины. Пули сорвали капот, мотор задымил, наполнив кабину гарью; Каберов пошел вверх и тут мимо него пронесся "Месс". Игорь почти вслепую открыл огонь ему вдогонку и сбил немца, несмотря на то, что дым разъедал летчику глаза! С барахлящим мотором Каберов потянул в сторону своего аэродрома, но в 10 км от него двигатель заглох. Каберов спланировал на взлетную полосу и, так как без двигателя на ЛаГГе невозможно было выпустить шасси, сел на брюхо, погнув винты.
В апреле 1943 г Каберов довел свой счет до 29 побед; эта победа стала его последней победой в Великой Отечественной войне - 24 июля ему присвоили звание Героя Советского Союза, а 18 августа капитана Каберова назначили инспектором Ейского авиаучилища. В 1944 г Игорь поступил на высшие офицерские курсы, затем был назначен служить на Дальний Восток, где ему пришлось в 1945 г принять участие в войне против Японии. После войны Каберов учился в Академии ВВС, а затем 6 лет руководил авиаполком реактивных истребителей. Демобилизовался в 1960 г с должности заместителя командира дивизии в звании полковника и пошел работать слесарем-сборщиком на телевизионный завод. Однако вскоре Игорю Александровичу предложили работу, связанную с авиацией, и Каберов стал начальником Новгородского аэропорта.
Общий счет побед Игоря Александровича Каберова сегодня не совсем ясен. В разных источниках указывается разная цифра: то 26, то 28 побед. Сам Игорь Александрович в своих мемуарах называет цифру в 29 побед. Но при этом он не делает различия между личными и групповыми победами (что, в общем-то, характерно для всех летчиков 3-го ГИАП КБФ, которые ценили общую победу над врагом). Поэтому счет «личные-групповые» Игоря Каберова еще более спорен. В разных источниках даются и 8 личных + 18 групповых, и 10 личных + 18 групповых. Автор же этого поста, опиравшийся в написании статьи на мемуары И.А. Каберова, сделал собственный подсчет, исходя из описания боев, данных Игорем Александровичем. По моим подсчетам из 29 воздушных побед И.А. Каберова личными являются 18, а групповыми - 11.


ЗАЙЦЕВ
Александр Петрович

(14+21 победа)

Александр Зайцев (1912-1942) получил широкую известность как герой первого в Великой Отечественной войне «поединка асов». Его победа над Герхардом Отто Шашке была разрекламирована, как пример превосходства советских летчиков над германскими, и стала одной из самых знаменитых воздушных побед ВВС СССР в этой войне.
Александр стал летчиком-истребителем в 1936 г. В 1937 г лейтенант Зайцев отправился добровольцем в Китай; за участие в боях против японцев он был награжден орденом Красного Знамени. В декабре 1939 г Александр вновь вступил в бой – теперь уже над заснеженными лесами Финляндии. За время Зимней войны Зайцев совершил 51 боевой вылет и заслужил орден Красной Звезды. Правда сведений о боевой результативности летчика в этих двух войнах нет, были ли на его счету сбитые самолеты и сколько – неизвестно.
В Великую Отечественную войну капитан Зайцев вступил, имея богатый боевой опыт. Первую победу в новой войне Александр одержал 25.06.41 г, в это время он был командиром эскадрильи 145-го ИАП и летал на истребителе И-16. В июле его полк перебазировался в Шонгуй и перевооружился на новые истребители ЛаГГ-3. Именно на этом самолете Александр Зайцев и провел бой, принесший ему особую известность. Эта схватка произошла 4.08.41 г; Зайцев вступил в поединок с германским асом Герхардом Отто Шашке, летавшим на Bf-110. Немец был серьезным противником: за полтора месяца боев он успел уничтожить 20 советских самолетов. Александру удалось подловить немца прямо над своим аэродромом. Он «сел на хвост» Шашке, и не отставал от противника, несмотря на головокружительные маневры пытавшегося выйти из-под удара Bf-110. Расстрелянный в упор немецкий истребитель рухнул на землю, Отто Шашке погиб. Обломки его самолета были выставлены на всеобщее обозрение на центральной площади Мурманска, и это способствовало популярности Александра Зайцева, как победителя «фашистского зверя». На память об этой схватке Зайцев получил от командования трофейный пистолет Шашке.
Новый, 1942 г Александр Зайцев встретил в звании майора. Весной его полк начал перевооружение на поставлявшиеся по Ленд-Лизу истребители Р-39 «Аэрокобра». Освоение этой новой машины, имевшей из-за своей необычной конструкции ряд опасных особенностей, стал роковым для аса: 30.05.42 г во время тренировочного полета майор Зайцев сорвался в штопор и погиб в авиакатастрофе. К моменту гибели Александр Петрович успел совершить 200 боевых вылетов (с 06.41 г); общий победный счет аса составлял 14 личных и 21 групповую победу. Но относятся ли эти победы только к периоду Великой Отечественной войны, или ко всей боевой биографии аса – неизвестно.

ТОРМАХОВ
Дмитрий Дмитриевич

(14+2 победы)

Дмитрий Тормахов (родился в 1921 г) поступил в Батайскую военно - авиационную школу пилотов в августе 1940 года. После начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, училище эвакуировали в Азербайджан. Здесь 20-летний Дмитрий Тормахов окончил курс обучения и получил звание сержанта. В начале августа 1942 г Дмитрий получил направление в 773-й ИАП, перевооружавшийся на истребитель ЛаГГ-3. Однако вскоре полк расформировали, и поэтому Тормахов смог попасть на фронт только в январе 1943 г, уже в составе 269-го ИАП. Его полк сражался на ЛаГГах над Сочи, Туапсе, Геленджиком. Здесь, у Геленджика, Дмитрий и одержал свою первую победу, уничтожив 4 февраля истребитель Bf.109. А 22 февраля Тормахов совершил подвиг, прикрыв собой от вражеской очереди самолет командира, после чего с трудом довел тяжело поврежденную машину до базы.
Постепенно молодой сержант набирал опыт, оттачивал искусство пилотирования самолёта и свое тактическое мастерство. Вскоре по числу сбитых самолётов он догнал лучших лётчиков полка, имеющих богатый боевой опыт. Особо Дмитрий отличился 18 апреля 1943 г, когда вступил в схватку с парой немецких «свободных охотников», уничтожив одного из них и тяжело повредив второй. Вскоре после этого Тормахову было присвоено звание младшего лейтенанта и он был переведен в 267-й ИАП уже ведущим пары. К этому времени счет Дмитрия Тормахова составлял 10 личных побед. Но 27 мая в воздушном бою Дмитрий был сбит и на 2 месяца попал в госпиталь. По возвращении в полк лейтенант Тормахов был назначен ведущим звена и заместителем командира эскадрильи. Всю вторую половину 1943 г летчик был занят сопровождениями штурмовиков и воздушной разведкой, что не позволяло ему быстро наращивать свой победный счет. Тем не менее, за успешные выполнения заданий Дмитрий Тормахов получил несколько наград и, что более важно, приобрел бесценный летный и командирский опыт.
В апреле 1944 г Тормахов вместе со своими однополчанами пересел на новый истребитель Як-9Т, на котором он принял активное участие в Львовско - Сандомирекой и Ясско - Кишинёвской операциях. В ходе этих боёв Тормахов добавил к своему счёту ещё 4 вражеских самолёта. Среди них - 1 сбитый лично, 2 в группе, а четвёртый, был зажжён при попытки взлёта с аэродрома.
Войну старший лейтенант Д. Д. Тормахов закончил в Югославии. К этому времени он совершил 366 боевых вылетов, в 71 воздушном бою сбил 14 самолётов противника лично и 2 в группе. Кроме того, 2 самолёта Тормахов уничтожил на аэродромах; в ходе штурмовок вывел из строя 2 паровоза, 20 железнодорожных вагонов, 18 автомашин, 8 повозок с грузами и истребил до 200 солдат противника. В феврале 1945 года командование полка и дивизии представило Дмитрия Тормахова к званию Героя Советского Союза. Одновременно было написано представление и на присвоение ему звания Народный Герой Югославии. Однако командование 3-го Украинского фронта посчитало результативность летчика недостаточной, и положило наградные документы «под сукно»… Лишь в феврале 1996 г, накануне Дня Защитника Отечества, Указом Президента Российской Федерации Дмитрий Тормахов за заслуги в Великой Отечественной войне был награжден высшей государственной наградой Российской Федерации – Золотой Звездой Российской Федерации.

ГРИГОРЬЕВ
Герасим Афанасьевич

(12+5 побед)

Герасим Афанасьевич Григорьев (1921 – 1966) в 1940 г окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и получил назначение в Белоруссию, в 178-й истребительный авиаполк. Участвовал в боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. До августа 1941 года сражался в составе 163-го ИАП, участвовал в боях за Минск. С осени 1941 года защищал небо Москвы в составе 178-го ИАП, вооруженного истребителями ЛаГГ-3. Именно в Подмосковье к Григорьеву пришла слава выдающегося аса. Первую свою победу в небе столицы Герасим одержал 15 октября – перехватил и сбил немецкий бомбардировщик Ju-88, который упал неподалеку от аэродрома 178-го ИАП. Затем последовали новые победы: 24 и 25-го октября – два Не-111; 12 и 27-го ноября – два Ju-88; 28 ноября - Hs-126; 6 декабря - ещё один Хеншель-126; 24 декабря – очередной Ju-88.
К ноябрю 1942 года ставший заместителем командира эскадрильи 178-го истребительного авиационного полка капитан Г. А. Григорьев совершил 300 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил в небе Москвы лично 11 самолётов противника и 2 в группе. 14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, Герасим был удостоен звания Героя Советского Союза. С октября 1944 года по май 1945 года летал в составе 28-го ИАП.
Всего за время войны Герасим Григорьев выполнил 378 боевых вылетов, сбил 12 вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1963 года полковник Г. А. Григорьев - в запасе. Скончался 23 апреля 1966 года.

МИРОНОВ
Виктор Петрович

(10+15 побед)

Виктор Миронов (1918-1943) с июля 1941 г являлся бессменным ведомым и другом одного из лучших советских асов Крайнего Севера – Леонида Гальченко; причем он не намного отставал по боевой результативности от своего командира, и потому вошел в список самых результативных асов Заполярного фронта.
Призванный в армию в 1937 году, Виктор в 1939 закончил Борисоглебское авиационное училище и получил назначение в 145-й ИАП, находившийся на Крайнем Севере (под Мурманском). Здесь Виктор принял участие в боевых действиях против Финляндии во время Зимней войны и был награжден медалью «За отвагу». Начало Великой Отечественной войны лейтенант Миронов встретил в составе все того же 145-го ИАП, вооруженного истребителями И-16. Через месяц после начала боев Виктор стал ведомым капитана Леонида Гальченко, с которым сдружился до конца жизни. К началу 1942 г Виктор Миронов получил звание старшего лейтенанта; к этому времени он успел совершить 117 боевых вылетов и сбить 5 вражеских самолетов. После того, как капитан Гальченко слег с инфарктом, Виктор стал совершать боевые вылеты на его самолете с изображением кошки на хвосте – чтобы враг не подумал, что его командир погиб. В одном из вылетов Миронов был сбит, но сумел спастись на парашюте. В январе 1943 г капитан Миронов перешел в вооруженный истребителями ЛаГГ-3 609-й ИАП, который возглавил его друг Леонид Гальченко. Однако в этой части Виктор служил недолго: 16.02.43 г он погиб в авиакатастрофе. К моменту гибели Виктор совершил 356 боевых вылетов и одержал 25 побед (10 личных и 15 групповых).


URL записи